Рисунок 1.16 - Динамика расходов за период с 2004 г. по 2008 г.
Таблица 1.16 – Структура расходов
Показатель |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||||
млн. руб. |
уд. вес,% |
млн. руб. |
уд. вес,% |
млн. руб. |
уд. вес,% |
млн. руб. |
уд. вес,% |
млн. руб. |
уд. вес,% | |
Расходы в сопоставимом виде, всего |
20547 |
100 |
27983 |
100 |
46962 |
100 |
37711 |
100 |
35441 |
100 |
в т. ч. от перевозок |
20169 |
98,2 |
27590 |
98,6 |
46531 |
99,1 |
35970 |
95,4 |
33493 |
94,5 |
от ПВД |
378 |
1,8 |
393 |
1,4 |
431 |
0,9 |
1741 |
4,6 |
1948 |
5,5 |
Рисунок 1.17 - Структура расходов за 2007 г.
Рисунок 1.18 - Структура расходов за 2008 г.
Данные таблиц 1.17, 1.18 свидетельствуют об изменении как абсолютной суммы, так и структуры расходов на протяжении периода с 2004 по 2008 год. В 2006 году общая сумма расходов достигла максимума за анализируемый период, темп роста данного показателя составил 228,6% к 2004 году. Далее наблюдается снижение уровня расходов, и в 2008 году темп роста составил 172,3%, прирост – 72,3% к 2004 году. Это в большей степени связано с изменением структуры расходов. Так, в 2007 году удельный вес расходов от перевозок составил 95,4%, от ПВД – 4,6%, а в 2008 году удельный вес расходов от перевозок уменьшился по отношению к предыдущему году и составил 94,5%, от ПВД - увеличился и составил 5,5%. Необходимо отметить, что общая сумма расходов в 2008 году составила 35441 млн. руб., в том числе от перевозок – 33493 млн. руб., от ПВД – 1948 млн. руб.
Эксплуатационные расходы железных дорог состоят из следующих элементов затрат: затраты на оплату труда, топливо, электроэнергию, амортизацию основных фондов, отчислений на социальные нужды, расходы на материалы и прочие. По элементу «фонд оплаты труда» отражаются расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, а также затраты на оплату труда работников, не состоящих в штате предприятия, но занятых в эксплуатационной деятельности. По элементу «отчисления на социальные нужды» отражают обязательные отчисления на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения. В затратах на материалы учитывают стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), на содержание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий, сооружений. В затратах на топливо отражают стоимость приобретенного топлива всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и другие технологические цели. В затратах на энергию учитывают стоимость всех видов покупной энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха), расходуемой на передвижение поездов с электрической тягой, на технологические, энергетические, осветительные и другие нужды предприятия. По элементу «амортизация основных фондов» планируют и учитывают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов исходя из их балансовой стоимости и установленных норм амортизации. К прочим расходам относят: налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи по кредитам, затраты на командировки и так далее.
При анализе затрат на перевозки прежде всего устанавливается степень изменения всей суммы расходов и каждого ее элемента.