Являясь основной частью инфраструктуры, предприятия транспорта оказывают огромное влияние на эффективное функционирование экономики региона. От его работы зависит степень удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах, как на территории области, так и за её пределами. Чем полнее будут удовлетворены эти потребности, тем наибольший эффект в социально-экономическом развитии региона можно получить. При этом важнейшими качественными характеристиками пассажирского транспорта становятся регулярность движения, беспосадочность поездок до места назначения, возможность добраться за более короткое время, надёжность перевозок. Однако, следует сказать, что общий кризис в экономике страны не мог не отразиться и на функционировании пассажирского транспорта в области.
В настоящее время ни муниципальные, ни государственные органы власти, ни органы статистики не располагают полными и достоверными данными о фактических объемах перевозок пассажиров в городском сообщении, так как не учитываются в полной мере объемы перевозок, выполненных предприятиями, находящимися в частной собственности и предпринимателями без образования юридического лица. Единственной формой отчетности, содержащей сведения об объемах пассажирских перевозок на коммерческой основе (перевезено пассажиров, пассажирооборот, выполнение рейсов маршрутными автобусами) является форма №1-автотранс (срочная) (ежемесячная форма). Согласно внутренним инструкциям Ивановостата, сведения по данной форме должны предоставляться «службами заказчика» соответствующих территорий, использую такие формы как №65-автотранс (квартальная), №3-автотранс (годовая) и др Полученные итоговые сведения об объемах перевозки пассажиров различными видами транспорта в Ивановской области за период с 2004 по 2010гг. и соответствующих долях рынка содержатся в таблице 2.
Таблица 2.
Структура и динамика пассажирских перевозок по видам транспорта общего пользования Ивановской области за 2004 – 2010 г.г. (тысяч человек)
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Транспорт – всего |
135311 |
93757 |
72406 |
59621 |
46024 |
38700 |
36667 |
Т.Р. цепной, % |
- |
69,2 |
77,2 |
82,3 |
77,1 |
84 |
94,7 |
Т.Р. базисный, % |
- |
69,2 |
53,5 |
44 |
34,01 |
28,6 |
27 |
в том числе: железнодорожный |
3275 |
2833 |
3118 |
2694 |
2656 |
1999 |
1800 |
Т.Р. цепной, % |
- |
86,5 |
110 |
86,4 |
98,5 |
75,2 |
90 |
Т.Р. базисный, % |
- |
86,5 |
95,2 |
82,2 |
81 |
61 |
54,9 |
автобусный |
54234 |
28567 |
25520 |
24271 |
19480 |
15823 |
13524 |
Т.Р. цепной, % |
- |
52,6 |
89,3 |
95,1 |
80,2 |
81,2 |
85,4 |
Т.Р. базисный, % |
- |
52,6 |
47 |
44,7 |
35,9 |
29,1 |
24,9 |
трамвайный |
23225 |
22524 |
14870 |
7696 |
2134 |
- |
- |
Т.Р. цепной, % |
- |
96,9 |
66 |
51,7 |
27,7 |
- |
- |
Т.Р. базисный, % |
- |
96,9 |
64 |
33,1 |
9 |
- |
- |
троллейбусный |
54356 |
39744 |
28836 |
24923 |
21711 |
20878 |
21343 |
Т.Р. цепной, % |
- |
73,1 |
72,5 |
86,4 |
87,1 |
96,1 |
102,2 |
Т.Р. базисный, % |
- |
73,1 |
53 |
45,8 |
39,9 |
38,4 |
39,2 |
внутренний водный |
221 |
89 |
62 |
37 |
43 |
- |
- |
Т.Р. цепной, % |
- |
40,2 |
69,6 |
59,6 |
116 |
- |
- |
Т.Р. базисный, % |
- |
40,2 |
28 |
16,7 |
19,4 |
- |
- |